Пятница, 06.12.2019, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Наше село









Модели и концепции социально-экономического возрождения села

Каталог статей

Главная » Статьи » Село – важнейшая система общества

концепция возрождения села через хозяйственную деятельность
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО     ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕЛА.


  1.Через организацию села, как структуры общества и системы хозяйствования этих структур.
 
При написании этой концепции, ставилась конкретная цель – создание прозрачной модели организации общества, через организацию системы общества – села, как важнейшей для всего общества структуры жизни и деятельности человека, входящей в состав всей системы общества, неразрывно.
  В этой концепции предлагаются  технологии деятельности и развития общества и человека в нем, для выполнения поставленной ему, человеку, задач предопределенной  высшей системой – природой.
 Это и есть отправная точка разработки концепции и предлагаемые пути и методы ее реализации.
  Опираясь в своих рассуждениях о миссии человека в системе природа, выделяю две основные цели и задачи, которые предопределены для человека в системе его общества.
А. Как и всему живому, находясь в теснейшем взаимодействии с природой, как системой, первая основная задача, это продолжение своего рода, вида.
Б. Но оставаясь неразрывной частью системы природы, исключительно только человеку дана важнейшая возможность --  накопление, переработка в процессе жизнедеятельности каждого человека, оптимизация и передача этого опыта своему поколению.
  Это две центральные задачи и цели существования человека в этом мире и в системе природы.
 Вся остальная деятельность человека и общества направлена, как обслуживание условий выполнения этих двух центральных задач и целей.

  Такими обслуживающими системами являются в том числе:
-- Хозяйственная деятельность, как вариант обеспечения человеком питанием, одеждой, местом проживания и пр., то есть созданием условия физического существования человека в системе природа.
-- Труд физический. Необходимость его многогранна. Это и процесс обеспечения материальных потребностей жизнедеятельности человека, это и биологическая необходимость для нормального процесса существования и развития тела человека, это и процесс получения широкого спектра эмоций, жизненно необходимых человеку, для получения, накопления, закрепления и классификации опыта, это и процесс самоутверждения человека в обществе.
-- Труд умственный.  Основной процесс, создающий условия накопления, переработки опыта предыдущего поколения, анализ деятельности текущего времени, выработка моделей и алгоритмов оптимизации деятельности общества и человека в нем. По сути есть, в совокупности с возможностью передачи этих знаний своему потомству, обществу и последующему их обучению результатам этого труда, есть основное выраженное и важное дополнение и отличие человека от других живых существ системы природы.
-- Система продолжения своего вида, рода. Есть совокупность результатов деятельности многих систем жизнедеятельности общества. Это и система питания, медицины, воспитания. Важность этой системы для общества огромна. Чем больше численность людей в обществе, при правильной организации системы общества, тем шире возможности этого общества. По сути, система общества есть наличие и взаимодействие всех субъектов этого общества. Где каждый в силу специфики своих умственных, физических и других возможностей, отрабатывает свой объем информации и результат своей деятельности в виде физического или умственного продукта превозносит в общую деятельность системы общества, где он также используется для участия в деятельности других подсистем и людей.
  Таким образом, чем больше участников переработки и создания опыта в обществе, тем существует выше возможность создания оптимальной деятельности всего общества.
--Обучение и воспитание своего поколения. Есть важнейший процесс развития и оптимизации общества и человека в нем. По сути общество, как система есть форма живого организма. Не в общепринятом смысле, но законы организации, структуры, взаимодействия одинаковы.
 И если живой организм развивается, лечится путем выращивания новых клеток, как потенциал, условие своего развития, то и общество, в том числе и человеческое, должно заботится не только о размножении своих частичек, «кирпичиков», своего потомства, но и активно и целенаправленно заниматься обучением и воспитанием своего молодого и не только, поколения.  Как пополнения и развития своего общества.
  Эта система, хоть и вынесена в обслуживающие, но она непосредственно входит в состав практической реализации задачи жизнедеятельности человека, как передачи опыта.

  Существует множество других обслуживающих жизнедеятельность человека, а точнее выполнение его основных задач в системе природы, одной из составной частью, он, человек и является.

В данной концепции и делается попытка предложить модели организации развития общества, через возрождения села. Села, как первоначальной, давшей начало развитию всего общества, а поэтому важнейшей системе в системе общества.
  Город, наука, цивилизация в общепринятом смысле --- это результат деятельности, продолжения развития системы села. Другими словами --- сначала было село. Село, как система жизнедеятельности человека.
   Сегодня многие понимают село, как производственно хозяйственная структура, по обеспечению горожан питанием, а государство дополнительным пополнением бюджета от продажи зерновых за рубеж.
 Именно такое узкое, усеченное понимание роли и задач села, как системы жизнедеятельности человека и привело к болезненным для общества, катастрофическим последствиям в виде широчайшего спектра кризисов.

  Жизненно важно, как можно скорее начинать восстанавливать систему общества имеющей целью создание условий выполнения выше сказанных целей и задач человеком в этом обществе. И начинать это необходимо именно с возрождения села, как системы жизнедеятельности человека. Ибо возрождая село, как систему жизни и деятельности человека, создаются предпосылки и условия развития всех сфер жизни и деятельности общества.
  Изначально, создав поселение, человек создал его как общину.
  И это не было искусственно или случайно принятой системой для жизнедеятельности людей. Сама жизнь, точнее необходимость выжить, в конкуренции с окружающим миром, создало условие для организации именно такой формы системы жизнедеятельности общества. Только тесно взаимодействуя друг с другом, люди могли надежней защитится, обеспечить продовольствием, жильем, быстрее накопить опыт, оптимизировать деятельность.
  Именно поэтому, община, как наиболее оптимальная система жизнедеятельности человека в селе, сохранилась и пытается изо всех сил противостоять попытке создания условий разрушению и последующему уничтожению села, как системы жизнедеятельности. Причем эта попытка уничтожения исходит из представителей той системы, которое село и породило, то есть городских жителей, чиновников и бизнесменов. То есть, образно говоря, неразумное дитя, рожденное и выросшее благодаря общине села, пытается убить своего же «родителя».
  Эти рьяные борцы за уничтожение села, как общины, как системы жизнедеятельности людей, не понимая процессов развития общества, важнейшей роли и совокупности задач, решаемых селом, как системы общества, не понимают, что творят, что пилят сук на котором сидят.
 Иногда ими движут, вроде, как благие намерения, типа «цивилизировать» жизнь селян, посадить их на дотацию от государства и только единицам, предоставить техническую возможность, для участия в хозяйственной деятельности. Это не эмоции. Это заострение внимания над более пристальным изучением возникающих проблем в обществе, как результат такого надуманного вмешательства в веками отработанную систему развития общества.
  Господа, не вмешивайтесь, в Божий промысел! Не вам! Речь не идет о возврате первоначальных формах хозяйствования, деятельности, общежития. Конечно, весь инструмент жизнедеятельности совершенствуется, развивается, но идея общинности в организации структуры села должна оставаться неизменной.
   В чем суть общины села, как системы жизнедеятельности живущих в нем селян!?
  Раскрывая суть жизнедеятельности селян, как общины, одновременно можно получить ответы на многие проблемы, изначально не понимаемые бизнесменами и чиновниками из города. Их неподдельное удивление пренебрежительному отношению к предлагаемой ими (бизнесменами) возможностью заработать. Воровству, пьянству, не желанию жить цивилизованно, по меркам горожан и пр.
  Община, это естественное объединение людей на определенной территории, для создания условий жизнедеятельности людей, входящих в это добровольное объединение, как результат коллективного взаимодействия в полном спектре жизнеобеспечивающих условий.
  В общине есть свои законы, отражающие справедливое распределение и взаимоотношение между собой. Есть гарантии взаимопомощи, есть выборная система управления и многое другое, что создает у каждого его члена  чувство постоянной поддержки соседа соседом, отсюда зависимость своего благополучия от участия в деятельности коллектива, общины.
  Не извращенные «благами цивилизации», селяне больше отдают предпочтение духовному миру сопричастности к Богу, природе, живя в ней и тесно сотрудничая, ответственностью перед общиной, как гарантом его жизнедеятельности и продолжения своего рода.
  Именно по этому, даже в развитой системе села, но все равно, по сути, остающейся общиной, кризис не так глубоко касается селян. Как выращивали они на своем подворье еду, обеспечивая этим себя и свои семьи возможностью выжить, так и продолжают. Но надо понимать, что такой способ жизнедеятельности селянина, требует занятости на своем хозяйстве большую часть времени суток и непрерывно и постоянно. Такова специфика хозяйствования на селе. И так делает каждый. При этом надо понимать психологию селянина – он не хочет, справедливо опасается быть выкинутым из общины. И поэтому, часто даже не осознавая, он корректирует свои действия оглядкой «…а что люди скажут?»
  Теперь, как вариант приходит бизнесмен и предлагает селянину работу. А тот думает, что ему выгодно. Или бросить свой огород, как привычное и гарантированное дело и пойти в наймы к «барину» или отказаться. Чаще принимается решение – отказаться. Тем более, если его сосед продолжает работать сам, то он не осудит соседа отказавшего идти в батраки.
 Другое дело кооперация из своих же односельчан. Это не выходит за рамки привычного общинного действия. И если украсть у хозяина, как говориться,  (…сам Бог велел), да и соседи сильно не осудят, то украсть у соседа или общины, можно лишиться и жизни, ну а позора, останется и внукам.
  Именно по этим причинам, когда горожане по сути привносят в село, как общину свои правила «игры» то натыкаются на непонимание и враждебность со стороны селянина и не получают поддержки.
 Ну не главное в их жизни «мерс» во дворе, когда на него надо неоправданно много работать, многоканальное ТВ, отнимающее много времени от основного занятия во дворе и огороде. Он отлично понимает, что придет зима и спросит по взрослому, как ты потратил летнее время. Плохо это или хорошо?! И то и другое. Оптимальность жизнедеятельности, это постоянная балансировка между «плохо и хорошо».
 Но важно понять следующее. Если мы будим дальше продолжать создавать условия уничтожения села, как системы, как общины людей и «цивилизировать» его в городские законы, то мы уничтожим важнейшую для всего общества структуру, со всеми последствиями, с одной стороны и не получим «структуры с городскими условиями», с другой стороны.
 Поэтому не надо вмешиваться для переделки на надуманный лад, в системы созданные природой, Богом, но надо развивать и адоптировать эти системы на современные условия, оставляя дух, суть системы, общины незыблимой.

 Село, как система жизнедеятельности человека изначально выполняла и должна выполнять следующие функции:
  -- прирост численности населения общества, со всеми вытекающими сюда, положительными возможностями общества.
  -- сохранение культурного, исторического наследования своего народа, его генофонда, как условие сохранения рода.
  -- характер жизнедеятельности человека в селе, определяет развитие и воспитание в нем таких черт характера, как терпение, выносливость, трудолюбие, настойчивость, как определяющих в деятельности развивающегося общества.
  -- сам образ жизни селянина тяготеет к развитию духовности человека, как непременное условие его жизни. Этому способствует постоянный контакт и взаимодействие с природой, общинные условия существования села.
  -- обеспечение своего общества здоровой пищей, как определяющий фактор физического здоровья всей нации.
  -- при разумной организации хозяйственной деятельности возможностей земли, как выращивание, переработка сельскохозяйственной продукции и ее реализации, как сырья и продуктов питания востребованного во всем мире, значительное наполнение бюджета государства.
  -- стимулирование развития деятельности многих научных и производственных институтов государства, как необходимость решения проблем деятельности села.
  -- позволяет регулировать ценообразование продуктов питания на внутреннем рынке, тем самым повышать покупательную способность населения всего общества, тем самым выходить из кризисных ситуаций.
 И многое другое.
  Вывод: УНИЧТОЖИТЬ СЕЛО, ЭТО УНИЧТОЖТЬ БУДУЩЕЕ ОБЩЕСТВА, ЗНАЧИТ СОЗДАТЬ УСЛОИЯ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА, КАК СИСТЕМЫ, КАК ЖИВОГО ОРГАНИЗМА.

Пути, методы и модели возрождения села, как системы общества.
 
  Для организации начала восстановления села, как важнейшей системы жизнедеятельности человека в селе, необходимо изначально определить цель и задачи такой системы.
  Выше, в этой статье, в основном определена цель системы села в системе всего общества в самом общем виде, это создание СИСТЕМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА в селе, на восстановлении ОБЩИННОГО уклада организации жизнедеятельности. Еще раз подчеркну, общинный уклад организации жизнедеятельности села, выбран и проверен временем, как оптимальный, наиболее устойчивый уклад жизни и деятельности людей.
  Любая попытка нарушить такой уклад, ведет к деградации, саморазрушению системы села, со всеми разрушительными последствиями для всего общества, из-за потери многих функций присущих только селу с общинной организацией. Речь идет не об отказе от благ цивилизации, способа хозяйствования и пр., но об принципе, политике организации жизнедеятельности села, как структуре, как системе.
  Сегодня, село, как единая структура, как система, полностью уничтожена.
Село, состоит из изолированных производителей различного масштаба, практически разрушенной социальной системой, системой здравоохранения, обучения, воспитания и прочими системами обеспечивающих жизнедеятельность людей.
  Поэтому, организация восстановления структуры села, как системы, есть обязательная и важнейшая процедура первых шагов организации возрождения села.
  Как пример, структура сельских казачьих общин, есть практический пример такой организации. Там существует система управления основанная на принципах общины, свои правила и законы обеспечивающие ее и ее участников, деятельность. Сохранность традиций, защиту как самой структуры, так и ее членов, при тесном взаимодействии со всем обществом.
  При этом, сохраняя принцип организации села, как общины, моделями хозяйственной деятельностью могут быть различные варианты, не разрушающие саму идею взаимодействия и организации, как системы, как единого организма, как общины.
  Такими, как коопхозы, объединения производителей на добровольной взаимовыгодной основе, всех форм собственности, масштабов, включая индивидуалов.
 Для практической организации хозяйственной деятельности села, ее оптимизации, созданию условий естественной привлекательности, притягательности для населения, в том числе и горожан, есть факт наличия системы организации процесса.
 Что это значит?
  Не набор отдельных производителей, решающих индивидуально исходя из своих объективных и субъективных возможностей, свои проблемы хаотичным способом, а организация структуры хозяйствования, как неразрывной части общей системы жизнедеятельности человека и общества.
  При этом, организация структуры, системы села, как и любой системы, предусматривает ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие деятельности и развитие системы, это наличие системы управления, как координационного центра, всеми процессами обеспечивающими жизнеспособность структуры, системы в общей системе.
 Обязательным условием оптимальности деятельности координационного центра, как системы управления, есть:                                                                                          -- опора на объективные законы развития и деятельности общества.
-- методика управления путем разработки, предложений и создания условий естественного процесса развития и деятельности в заданном направлении и величинах.
-- постоянный и непрерывный процесс анализа ситуаций и деятельности развития систем села и корректировка условий для организации оптимальности системы.
  Практически организация структуры хозяйствования конкретного села может иметь широкий спектр вариантов. Все зависит от объективных возможностей конкретного села, его людских, земельных, климатических, территориальных и пр., возможностей. Но в любом случае, каждое село, организация его деятельности должна быть включена в систему взаимодействия района, региона. То есть, при разработке программы начального становления, организации села, одновременно необходимо продумывать и организовывать систему взаимодействия этих сел в масштабе района, области, то есть строить соответствующую систему.
  Весьма условно, процесс организации системы села, необходимо разделить на решении, еще раз повторюсь, это условное разделения, реально это надо рассматривать единовременно, двух проблем. Первое, как определялось выше – организации села, как структуры, общины. Второе разработать и предложить конкретную хозяйственную деятельность в каждом конкретном селе и привязке ее в общую систему хозяйствования, координируемой системой управления.
  Конечно, возможны первоначальные варианты организации, как общины замкнутого цикла, то есть внутри себя и для себя, но они быстро исчезнут, по мере развития окружающих сел. Более оптимальной организацией, с любой точки зрения развития, перспектив, будет организация сел, при наличии, так называемых БАЗОВЫХ ОБЪЕКТОВ. В этом случае, организация и начальное планирование деятельности села, конкретизируется  привязкой к потребности обслуживания базового объекта.
Таким образом:
Обязательным условием организации системы хозяйствования любой деятельности, должно быть наличие БАЗОВЫХ ОБЪЕКТОВ, как естественных стимуляторов заинтересованности начала деятельности человека, производственной структуры.
Форма собственности, масштабы деятельности внутри производителей села, могут быть любые. Это и бизнес структура конкретного хозяина, и кооператив, и община.    Главное, что бы ее законы и правила, взаимно не конфликтовали внутри системы, а наоборот были взаимно выгодными. То есть не нарушался общинный принцип внутренней деятельности села. Образно говоря, не терялся дух «семейственности» жителей конкретного села.
Такими базовыми объектами являются:
объекты сосредоточения и возможности аренды сельскохозяйственной и другой техники, дающие возможность реализации практической деятельности на земле, строительстве, без не оптимальной затраты на индивидуальную закупку такой техники каждым производителем.
Объекты переработки, хранения, упаковки, сортировки произведенной сельскохозяйственной продукции. Важнейшая необходимость таких объектов, определена сезонностью ее выработки, свойством быстро портиться с одной стороны, и необходимостью круглогодичного потребления, с другой стороны. Кроме этого, наличие таких объектов в собственности группы производителей, создают условия защищенности от грабежа перекупщиков, пользующихся ситуацией вынужденной необходимости.
Объекты мелиорации, полива, как гарантия стабильности получения планируемого урожая и расширения ассортимента выращиваемой продукции.
Объекты оптовой закупки и розничной торговли. Есть важнейший, определяющий фактор планирования и развития деятельности любого производителя.

Сегодня важнейшей задачей общества и государства есть включения в деятельность на селе максимально возможного участия каждого трудоспособного человека. Реально это можно сделать через создание условий повсеместной организации кооперативов, их объединений (коопхозы), включение на добровольных взаимовыгодных условиях фермеров, индивидуалов.
Ни в коем случае не отрицая важности АПК, но мелко и средне товарное производство, гармонично дополнят, как оптимальность, все систему жизнедеятельности общества.
Для Украины сегодня взаимовыгодное развитие хозяйственных процессов и структур с Россией, в том числе в сельском хозяйстве, как системе отношений, есть жизненно важным процессом развития села и не только.
Благодаря такому взаимодействию, обмену технологиями, продукцией промышленности и пр, соответственно дает толчок устранению застойных процессов в экономике, промышленности, науки и пр. И это объясняется, в первую очередь, взаимному интересу и важности объективных причин такого сотрудничества и сейчас и в перспективе.
Если  взаимоотношения Украины с другими странами Европы и Азии, основываются как рыночные, то с Россией возможно и необходимо строить, как дружественно партнерские, создавая мощные экономические, научные и культурные структуры. Это имеет обоюдно выгодный интерес, естественный процесс и реальные возможности.
Первые же шаги совместной деятельности принесут положительный эффект, реально сыграют роль сближающего народы фактора и начнут останавливать дискуссии по проблемам необходимости сближения славянских народов. Основной фактором начала этого процесса, станет реальное улучшение материального положения народа, стабилизация и прогнозируемость его жизни. А лучшего ответа на агитацию против сотрудничества с Россией не придумаешь.
Таким образом, резюме.
Возрождение села, как общинной системы жизнедеятельности человека, в общей системе государства --- жизненно важная необходимость для всего общества.
Для начала возрождения системы села, необходима организация системы с одновременным началом привлечения в эту систему всего общества.
 Наиболее эффективно и оптимально, развитие хозяйственной деятельности села, будет при организации совместной деятельности с Россией на партнерских, взаимовыгодных условиях, с применением возможностей обеих сторон. При этом не игнорируются взаимовыгодные отношения со всеми другими странами.
Структура системы села, должна строиться на основе создания повсеместной системы кооперации, с объединением на взаимно выгодных договорных условиях со всеми другими участниками хозяйственной деятельности и при обязательном наличии координационного центра, как системы управления, заинтересованной и имеющей практические возможности создания условий оптимального развития системы на профессиональном уровне.
Наиболее естественно, когда модель организации хозяйственной деятельности строится на основе первоначального планирования расстановке базовых объектов, как естественно притягательных к деятельности структур.

  Автор концепции   Литвиненко Алексей Федорович. 27.07.10 г.
  Одесса.        Тел. 0671825110
Категория: Село – важнейшая система общества | Добавил: alex (27.07.2010)
Просмотров: 1386 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
ОПИСАНИЕ_САЙТА
ОПИСАНИЕ_САЙТА
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0